Настоящего профессионала своего дела всегда отличало желание расти и развиваться. Сегодня обучение и повышение квалификации стало еще доступнее благодаря огромному количеству полезной литературы в интернете. Но иногда она идет специалисту отнюдь не на пользу.
Итак, какая литература поможет копирайтеру повысить свой скилл, а какая — откинет его в развитии на несколько ступеней назад?
На новогодних каникулах мне в руки попала толстая книга в твердом переплете с блестящим алым заголовком. «Копирайтинг» — знакомое слово в названии побудило меня одолжить эту книгу у приятеля. Автор — основатель собственной рекламной студии, с огромным штатом профессионалов, и опытом 15+ лет — обещает золотые горы, кучу новых навыков, развитие чуть ли не телепатии и гипноза.
Разочарованию и гневу моему не было предела: сотня «полезных» советов для копирайтера, из которых реально полезных, пожалуй 2-3. 50% советов приведет сайт, на котором размещены такие чудо-тексты, прямиком под бан. Автор постоянно сам себе противоречит и иногда, кажется, не различает обязанности копирайтера, дизайнера, верстальщика. После подсчета примерной прибыли от продажи только бумажных экземпляров возмущение только усиливалось. Тогда и было принято решение разобраться в вопросе литературы для копирайтеров.
Насколько полезна литература для копирайтеров?
Спойлер: почти бесполезна. Исключительно по собственному мнению и опыту.
Вся литература, обещающая раскрыть тайны профессии, научить воздействовать на человека на расстоянии, побуждая его к покупке/подписке и т.п. — ничему по большому счету Вас не научит. Давайте разбираться: каковы ключевые навыки копирайтера?
- Грамотность;
- Большой словарный запас (особенно словарь синонимов);
- Чувство текста, чувство стиля, чувство слога;
- Понимание принципов SEO (грамотное вхождение ключей и их склонение, правило «меньше воды и спама, больше полезного текста»), понимание принципов построения LSI-текстов;
- Умение вести художественное повествование;
Исходя из этих принципов, не кажется ли Вам, что копирайтер, написавший целую книгу в 100+ страниц просто перечеркивает себя как профессионала? Одно полезное предложение, обернутое в 1,5 страницы «воды» и ненужных примеров — не тянет на работу человека, знающего свое дело. Подумайте над этим, когда будете держать в руках очередную килограммовую книгу о копирайтинге.
Чему учит литература для копирайтера?
Вспомните стоимость каждой такой книги, ее тираж, количество упоминаний на сторонних ресурсах (соответственно количество людей, обративших свое внимание на подобное чтиво), и прикиньте размер прибыли за каждое произведение. Увидели где именно тут урок и чему именно нас учат эти писатели? К сожалению, не копирайтингу, и к сожалению, мне этот урок стал понятен спустя лишь некоторое время после волны возмущения от той книги с алыми буквами на обложке.
Справедливости ради стоит отметить, что в некоторых книгах встречаются действительно полезные советы, но их на самом деле так мало, и они такие примитивные, что скупать целые полки в магазине — не стоит.
Что же прочитать копирайтеру, чтобы повысить свой уровень?
Просто читать! Копирайтеру нужно просто читать, пополняя словарный запас, отмечая для себя интересные словарные обороты, вынося цитаты. Читайте художественную литературу, новости в проверенных СМИ, профессиональную литературу, статьи из абсолютно разных сфер деятельности: по медицине, юриспруденции, кулинарии. Пополняйте словарь знакомых и используемых терминов, не забывайте о современной лексике и жаргоне.
Изучайте иностранные языки. Не обязательно становиться полиглотом, стоит признать, что у не у всех есть способности к языкам и кому-то это дается с таким трудом, что в итоге отбивает все желание. Попробуйте перевести свои любимые песни на русский язык — и Вы уже пополните свой словарный запас парой десятков новых слов. А если у Вас нет времени читать книги, читайте каналы в Telegram!
Не забывайте о диверсификации: если Вы всё время писали только новостные заметки или продающие тексты, попробуйте себя в написании художественной литературы, возможно, Вы откроете в себе новые таланты. Читайте все, что Вам интересно, никогда нельзя быть уверенным что Вам понадобиться в работе — эротические рассказы или высокая поэзия, сценарий детского утренника или алгоритм действий при пожаре.
Разумеется, что-то полезное Вы сможете найти и в «литературе для копирайтеров«, но лучше относиться к ней как к «Вредным советам» Григорий Остера. А если у Вас возникают вопросы, обращайтесь к практикующим, ПИШУЩИМ (а не руководящим собственной студией, и писавшим триста лет тому назад) профессионалам! Удачи в работе!