4 апреля 2018 года — дата, которую отслеживает, пожалуй, вся многомиллионная аудитория мессенджера Telegram. Именно сегодня истекает срок, предоставленный Telegram Messenger LLP на выполнение требований ФСБ по предоставлению ключей к расшифровке частных коммуникаций между пользователями.
До сих пор Павел Дуров не отходил от своей позиции и утверждения, что передача ключей технически невозможна, так же, как и сотрудничество со спецслужбами по вопросам, вероятно касающимся нарушения конституционных прав пользователей мессенджера.
Если блокировка состоится, будет ли это серьезным ударом для пользователей?
Разумеется, это риторический вопрос, но, скорее всего да, ведь если быть объективными: полноценных аналогов Telegram пока не существует. Последует ли Россия примеру Ирана, создающего собственный национальный аналог известного мессенджера — Soroush, пока неизвестно. В любом случае тысячи рекламодателей потеряют свои деньги, поскольку Telegram уже давно вышел за пределы понятия «мессенджера» — это площадка, на которой работают, зарабатывают, учатся, общаются. Соответственно, после блокировки инвестированные в рекламу на каналах средства никто не вернет.
Изменит ли что-нибудь блокировка Telegram?
Стоит понимать, что Telegram — динамичный и чувствительный организм, отвечающий на настроения пользователей. Это сервис, который предоставляет пользователям выбор: что читать, что смотреть, на какие темы говорить, и каждый может сделать этот выбор, исходя из воспитания, уровня развития, настроения и других факторов. И любое подобное решение — ответственность человека (!!!), но не мессенджера. Ограничение доступа к средству выражения мнения — не поменяет мнения (по-крайней мере не в лучшую сторону). Блокировка Telegram не поменяет общественных настроений, не воспитает социальную ответственность в гражданах — так мы только потеряем крутую разработку, которая могла бы послужить примером для отечественных веб-мастеров и разработчиков мобильных приложений. Возможно, это станет стимулом к созданию собственного продукта, покажет только время.
Есть ли политический подтекст в происходящих событиях?
По мнению экспертов, в частности руководителя компании «Агора» Павла Чикова, безусловно есть. «Агора» — международная правозащитная организация, ставшая на сторону защиты Telegram Messenger LLP в суде.
По словам Павла Чикова есть несколько предположений по поводу причин подобного поведения. Во-первых, как бы компания Telegram и сам Павел Дуров не дистанцировались от России, благодаря его национальности и прошлому, связанному с социальной сетью «ВКонтакте», Telegram воспринимается широкой публикой как «наше». И учитывая, что теперь компания находится в статусе ICO, учитывая безумный ажиотаж инвесторов вокруг прогнозируемого выхода собственной криптовалюты, отсутствие интереса было бы более странным, чем такое повышенное внимание, как сегодня.
Во-вторых, Telegram стал отражением общественного настроения. Привлекая широкую публику, он привлек и представителей оппозиции, что неудивительно, поскольку в любом коллективе всегда есть парочка «несогласных». Аудитория мессенджера на территории РФ исчисляется миллионами — логично, что количество людей, выражающих недовольство стало опасным.
В-третьих, Telegram популярен, интересен, удобен, но не проверен временем так, как WhatsApp или Viber. И процесс блокировки Telegram в этом случае напоминает показательную казнь — «дабы послужило уроком для других». Убирать динозавров среди мессенджеров — не самый простой процесс, а пожертвовать тем, что пока не так укрепилось среди аудитории России — гораздо проще. Претензии в сторону Facebook и Twitter — прямые претензии в сторону недружественных стран, которые могут обернуться гораздо большими проблемами. Блокировка Telegram, возможно, выбор меньшего зла из двух зол.
Почему череда судебных тяжб Telegram имеет столь важное значение?
Суды по делу Telegram — суды не в защиту одного конкретного мессенджера, не в защиту Павла Дурова, это борьба за идею.
Идею нерушимости и неприступности конституционных прав человека на свободу выражения мнения и неприкосновенности личной и семейной тайны; идею о справедливости суждения «созидай, но не разрушай» в отношении тотального контроля со стороны правительства; идею о необходимости соблюдения приватности в сети Интернет; идею создания новых стандартов в области защиты неприкосновенности частной жизни и государственной безопасности. Таковы основные положения программы защиты Telegram в суде «Агорой», по словам Павла Чикова это «завтрашний день юриспруденции».
Какой урон нанесет компании Telegram блокировка мессенджера на территории РФ?
Скорее моральный, поскольку российская аудитория составляет всего около 10% от общего числа пользователей. Для Telegram сегодняшняя борьба — дело чести, борьба за защиту прав, за маленький шаг в будущее, а не за деньги и аудиторию. Поэтому даже в случае блокировки Telegram не особо почувствует удар.
Итак, напомним, что в марте 2018 года Верховный суд РФ установил срок в 15 суток после оглашения решения на исполнение требования ФСБ по предоставлению ключей дешифровки. В противном случае Роскомнадзор имеет право на начало блокировки мессенджера на территории РФ. Сегодня — 4 апреля 2018 года — установленный срок истек, Павел Дуров пока не дает никаких комментариев, изменений пока незаметно. Следите за новостями, чтобы узнать чем это обернется для российских пользователей мессенджера.